Организация экологической тропы

Организация экологической тропы в МБДОУ д/с  № 2. г. Лебедянь.

В целях экологического образования на территории нашего детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа МДОУ д/с №2 – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.

В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, кустарников, многосекционная клумба, различные виды деревьев, метеостанция, станции диких и домашних животных и т. д. В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

ПАСПОРТ

                                    экологической тропы в МБДОУ д/с №2 г. Лебедянь

      Организация экологической тропинки на территории детского сада.

 

  При организации экологической тропы в нашем детском саду был  подобран специальный материал, соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в течение года. Объектами экологической тропы были определены деревья и кустарники,дикие и домашние животные ,насекомые ,жители водоема и т.д.

Мы составили картосхему экологической тропинки , на которой указываются все объекты, и значками отмечаются точки экологической тропинки. (см .Приложение № 1)

Хозяином  экологической тропинки стал  Домовенок Кузя, который предлагает детям задания из своего сундучка : отыскать какое-то дерево (по описанию или по загадке), угадать, где находится какой-то объект и исследовать его. (см. Приложение № 2)

Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

При походе по тропе предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, послушать сказку, легенду и т.д.

После похода по тропе можно сделать зарисовки понравившегося объекта.

Обращается внимание детей на красоту природных объектов, их значимость для других.

При путешествии по экологической тропе используются разнообразные виды детской деятельности, различные формы и методы работы:

- экологически занятия;

- экологические экскурсии;

- коллекционирование;

- экологические игры.

Во время путешествия по экологической тропе: дети играют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять! 

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей на "Экологической тропе"

1. Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Экологическую тропу"

2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан:

2.1.1. Ежедневно осматривать территорию "Экологической тропы", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на "Экологической тропе", надежность крепления лестниц, горок, мостиков, безопасность водоемов, баллонов, пеньков.

2.1.3. Ежедневно менять воду в водоемах.

2.1.4. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3. Требования безопасности во время нахождения на "Экологической тропе"

3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории "Экологической тропы"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и пыли.

 

                                 План экологической тропинки:

1. Станция «В гостях у Домовенка Кузи» (Приложение№2)

Домовенок Кузя- маленький хозяйственный домовой. Персонаж одноименного мультфильма  в виде маленького мальчика неопределенного возраста.  Он  маленький ,забавный и непоседливый. Кузя очень веселый, задорный, но вечно голодный.Наш  хозяин экологической тропы  живет в групповом уголке природы.

2. Станция « Цветущая сирень» (Приложение №3)

Каждой весной этот удивительный кустарник радует нас своей красотой Сирень- широко известное кустарниковое растение с душистыми простыми или махровыми цветами белой, лиловой, голубой и красной окраски, собранными в кисти. Посадка сирени производится весной или в конце лета. Уход за сиренью заключается в рыхлении почвы, жидкой подкормке после цветения и обрезке отцветающих кистей. Сирень является прекрасным растением для обсадки цветников в виде защитной изгороди, а также при посадке группами и одиночными растениями.Сирень - благоухающий кустарник, радующий нас в мае. Нежные цветы, немного похожие на колокольчики, собраны в пушистые кисти разных цветов и оттенков: от белого до розового, от лилового до фиолетового. Лиловый цвет, чуточку бледный и с розовинкой, в просторечии называют сиреневым.

Сирень - цветок-загадка. Своей красотой, согласно древнегреческому мифу, он обязан прекрасной нимфе Сиринге, которая превратилась в кустарник. Великолепные пышные цветы радовали глаз. В память о красавице нимфе кустарник назвали сиренью.

 

Ветка сирени.

Кустарник пушистый
В лиловых соцветьях
С ароматом душистым
Где спрятан? Ответьте!
Июньским теплом согреваются тени
И вьётся пчела над веткой сирени.

Загадки о сирени.

Как пламя, заря угасает,
Бросая лиловые тени.
Лиловый закат обнимает
Лиловые гроздья ...

 

Без лилового цвета –
Ни весны, ни лета.
Лиловый кустик
Весну отпустит,
А лето позовёт.

 

 

Куста чудесней нет,
Он славит день весенний,
Пахуч и нежен цвет
Красавицы ...

 

Ветки белы, и лиловы,
Аромат весь день!
Назовите одним словом:
Так цветёт - ...

3. Станция  «Ель»( Приложение № 4)

Ель является жемчужиной русского леса. Осенью ель ярко контрастирует с «золотом и багрянцем» лиственных пород. Ель – теневыносливое дерево. Древесина у ели великолепная, с шелковистым отливом, белая чуть с желтизной.

Биологические особенности: Ель – хвойное, вечно зеленое дерево. Листья игловидные (хвоя), зелёные, короткие. Шишки опадают по созревании семян. Семена созревают в октябре, разносятся ветром. Ель живёт в среднем до 250—300 лет (иногда до 600).

Где растут: Наиболее распространена Ель на огромной площади в северной и средней Европе, Финляндии, европейской части России, Урале, в Западной и Восточной Сибири.

4. Станция «Огород» (Приложение № 5)

Традиционно на территории нашего детского сада создаётся огород. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, происходит “живое” общение с природой, наблюдение и практическая деятельность .

Рядом с ребёнком находятся сами объекты природы, содержащиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях и наглядно демонстрирующие особенности своего строения и функционирования.

Огород оказался на самом видном месте. Мимо него проходят все дети, родители, сотрудники и гости детского сада. И, конечно же, мы уделяли огороду много внимания. Дети всех возрастных групп принимали посильное участие в работах на огороде. Даже самые маленькие, которым не исполнилось и трёх лет, с удовольствием наблюдали за трудом старших детей. Дети трудились вместе с воспитателем, по подгруппам. В процессе труда дети наблюдали за ростом и развитием растений, определяли их зависимость от внешних факторов, от ухода и т. д.

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
- картофель -

***
Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она…
- капусту -

 

***
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
- морковь

***
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …
- свекла -

***
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
- лук -

***
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго.
- чеснок -

***
Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки…
- кабачок -

***
В огороде – желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
- тыква -

***
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
- баклажан -

***
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
- перец -

***
Круглый бок, жолтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
- репка -

5. Станция «Птичья столовая» (Приложение № 6)

Птицы -  класс позвоночных животных. Передние конечности превратились в крылья, большинство приспособлено к полету. Тело покрыто перьями, температура тела постоянная, обмен веществ очень интенсивный. Размножаются, откладывая яйца.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

ПРАВИЛА КОРМЛЕНИЯ ПТИЦ

Чтобы правильно кормить птиц, нужно соблюдать некоторые правила:

1. Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.

2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.

3. Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

6. Станция «Русская красавица- береза» (Приложение № 7)

Русское слово "береза" очень древнее. В индоевропейских языках это слово значило "светлый" и "белый".

Береста березы не пропускает ни воду, ни газы. Но так как кислород все же необходим для дыхания, для его транспортировки используются чечевички - темные черточки на бересте имеющие межклеточные промежутки, через которые проходит кислород. Зимой они замуровываются специальным веществом.

Поговорки:

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит

Для врага и берёза — угроза

Бела береста — да дёготь чёрен

Загадки:

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова (Берёза).

Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (берёзовый сок).

 

Стоит дерево, цветом зелено.

В этом дереве — четыре угодья:

первое — больным на здоровье,

второе — людям колодец,

третье — от зимы свет,

четвёртое — дряхлым пеленанье.

7. Станция « Насекомые» ( Приложение №8)

Маленькие, беззащитные и очень хрупкие. Кто они? ! Бабочки. У большинства людей они вызывают Яркие, красочные, порхающие… Их полет схож с легким дуновением ветерка… умиление. Бывает, увидишь ее, и настроение поднимается. Так бы любоваться бесконечно этой нежностью и красотой.

Т. Нестерова

Дотронуться хотела я руками
До самого красивого цветка.
А он, взмахнув своими лепестками,
Вспорхнул и улетел под облака!


С. Богдан

Бабочка-красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала…
- Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.

8. Станция « Полянка с одуванчиками» (Приложение №9)

Одуванчик — растение с ветвистым, стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной около 60 см, в верхней части переходящим в короткое многоглавое корневище.

Листья голые, перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку.

Все части растения содержат густой белый млечный сок.

Цветёт одуванчик в мае, плодоносит семянками с белым хохолком — с июня.

 

Есть один такой цветок,                                          Золотой и молодой за неделю стал седой,
не вплетешь его в венок.                                        А денечка через два облысела голова,
На него подуй слегка:                                             Спрячу-ка в карманчик бывший ….
Был цветок - и нет цветка.                                                                  (Одуванчик)
(Одуванчик)

 9. Станция «Озеро с лилиями» (Приложение № 10)

Кувшинка белая, или водяная лилия, или нимфея белая(Nymphaea alba), имеет цветок не вероятной красоты, поистине достойный поклонения. Поэтому белая кувшинка носит гордые звания «царица вод» Лепестки у кувшинки белой действительно ослепительного белого цвета. Днём они широко раскрыты, демонстрируя золотистую сердцевину цветка и источая слабый аромат.

Рвать прекрасные цветки кувшинки белой - занятие не только преступное, но и бессмысленное: увядает сорванная кувшинка немедленно.

Вокруг бутонов и цветков нимфеи располагаются большие округлые листья. Они глянцево-зелёные, а лопасти их пластинок расходятся в стороны. Черешки листьев уходят под воду к многолетнему корневищу, иногда на довольно значительную глубину.

10. Станция  « Метеостанция» (Приложение №11)

Украсить детскую площадку можно с пользой. Все педагоги знают, что прогулку с детьми мы начинаем с наблюдения за погодой, а что бы, это не было голословно, я придумала вот такую модель метеостанции. По ней можно наблюдать за силой ветра, за направлением ветра, и за температурой воздуха. А зимой если прикрепить линейку, то можно измерять глубину снега. Ещё можно прикрепить мерный стаканчик для измерения осадков. Проведя беседу с родителями, один папа вызвался сделать по моему рисунку метеостанцию. И вот что у нас получилось. Дети были очень довольны. И как только мы приходим на площадку, они сразу к ней подходят.

11. Станция «Дикие и домашние животные» (Приложение 12)

Давайте уточним, какого цвета зебры: чёрные с белыми полосами или белые с чёрными полосами? Ответ на этот вопрос до сих пор остаётся спорным, а тем временем, на свете существуют и рыжие, и красноватые и желтоватые зебры. И у всех у них есть чёрные полосы. Поэтому есть основания предположить, что всё-таки зебра – белая лошадка (зебра принадлежит к семейству лошадей).. А не тёмная.

Полосатая окраска зебре жизненно необходима. Окраска – маскирующая. В зоопарке, конечно, не скроешься, а наоборот, привлечёшь к себе внимание. А в родных пенатах – в саванне, разреженных лесах — маскировка удается. С определённого расстояния полосы как бы сливаются, и кажется, что животное нейтрального, серого цвета.

Полосы – это характерная черта зебр. И тех, которые жили когда-то давно, и современных. «Зебру делают полосы» — кто поспорит с этим утверждением французского натуралиста Мориса Кейна?

Ростом зебра меньше лошади. Про неё говорят: дикая африканская лошадка. Корпус зебры цилиндрический: похож на корпус лошади; ряд особей телосложением напоминают осла.

Волосы на хвосте – жёсткие. Роскошной гривой, как у лошади, зебра не обладает. Вместо неё – жёсткий ёжик. Отбиваясь, зебра наносит удары не задними, как лошадь, а передними ногами. А удары-то наносить порой приходится. Но ещё чаще доводится спасаться бегством.

Полосатая лошадка развивает скорость до 50 километров в час. Зебры сосуществуют небольшими табунами до 30 голов. Завидя хищника, они разбегаются в разные стороны, но когда опасность минует, соединяются вновь. «Своих» они чуют на большом расстоянии. Чужих, не агрессивных, не чураются. Пасутся вместе с жирафами, газелями, антилопами, и даже страусами. Пребывать вместе – выгодно: жирафы и страусы замечают опасность издали («жираф большой, ему видней»), а зебры – хорошие слухачи. Подозрительный шорох и шелест травы они слышат хорошо.

Зебра – животное многопьющее, зная эту свою особенность, далеко от водоёма не отходит. Но водоём – это место, где утоляют жажду не только полосатики, но и разного рода хищники. Поэтому, подходя к заветному хранилищу воды, зебры соблюдают строгую очерёдность. Первой вышагивает умная мама, следом — молодые зебрята, затем – подростки, в конце очереди – вожак.

Он видит очень далеко,
Его увидеть нам легко,
Стоит он часто в зоопарке,
Ведь это дом его родной,
Он обладатель длинной шеи
И много пятнышек на нем,
А зовется он … ЖИРАФОМ

Кошка-удивительное животное. Она предана своему хозяину. Хитрая, но в то же время доверчивая, нежная и ласковая, но при этом хищная, домашняя, но в какой-то мере дикая. Кошка остается загадочной и таинственной.

У нас дома живут два  кота и одна кошка.

Милые и пушистые, но иногда и характер могут свой показать.

Дети любят с ними играть, особенно с котятами.

Многие дети жалеют бездомных котят. И приносят их домой, смотрят и ухаживают за ними.

У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже маленький шорох, который производят мыши и сразу настораживается. В то же время, кошка может не обратить внимания на громкую музыку, которая раздаётся у неё над ухом.

Кошка чистоплотная, часто умывается. А знаете почему? Кошка проснулась, потянулась — и начала себя вылизывать. Поела, попила — и снова себя вылизывает с ног до головы. Но кошки вылизывают не столько грязь, сколько свой собственный запах.

12. Станция« Старый пень» (Приложение № 13)

Жил-был пень. Самый обыкновенный Пень. Он жил в обыкновенном детском саду «Тополёк» — среди таких же пеньков, как и он. Старый, трухлявый, повидавший всякое и потому остывший к жизни. Радости просачивались сквозь него, как дождевая вода, а неприятности застревали костью в горле. С годами он стал похож на огромный коричневый сморчок, больной и молчаливый, и дожил до того дня, когда ни на что уже не годился.

Очень старым был пень. Старше всех своих братьев. И, всё – таки, это был очень даже красивый пень: каждое лето его и его сородичей украшали, чтобы радовать глаз окружающих людей. А зима их наряжала в роскошную, пушистую, снежную шубу.

Бывало, что проходящий мимо путник, присядет на него отдохнуть. А бывало, что зазевавшийся человек наткнётся на него и обругает. А большей частью бывало, что и совсем ничего не бывало! И казалось Пню, что он всем мешает.

- Эх, если бы можно было сделать так, чтоб и вовсе исчезнуть. Ну, кому я нужен такой на белом свете? – думал он длинными бессонными ночами.

У окошка стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется…

Жалко мне стало пня. Решила я его обновить.

Обошла я вокруг него разок. Обошла другой  Решила смастерить из пенька домик для ежика .

13 Станция « Куст калины»  (Приложение № 14)

Летом мы любовались ее цветами – пышными, белыми и такими пахучими, что, даже не видя за деревьями самого кустарника, можно было бы сразу сказать: здесь цветет калина. Потом кустарник как бы погас – отцвел. И вдруг снова вспыхнул он, да еще как! Красные ягоды калины (да и листья ее стали красными) будто преобразили лес. Ягоды калины красивые, но... кислые и горчат. Но все-таки можно их есть – кислота и горечь исчезают после заморозков. Тогда и собирают ее люди. Если, конечно, она останется на кусте. Дело в том, что птицы очень любят калину. Им нипочем горечь или кислота; возможно, они не чувствуют их, может быть, это как раз и самое ценное на птичий вкус. Только очень охотно клюют они ягоды. И, зная это, многие люди, когда собирают ягоды, не обирают весь куст – оставляют кое-что и для птиц. Конечно, и после заморозков калина не превратится в малину по вкусу. Зато у калины есть свои достоинства, она очень важное лекарственное растение. А кроме всего прочего, калина очень красивое растение.

14   Станция « Альпийская горка» (Приложение № 15 )

Обычно для создания альпийских горок подбирают невысокие, обильно и красиво цветущие растения: колокольчики, астры, гвоздики, низкорослые флоксы, анемоны и многие другие; используются также низкорослые кустарники: туя, кипарисовик, можжевельник, рододендрон и др.
Местоположение альпийской горки выбирают с учетом общей планировки сада. Место, выбранное для организации альпинария, должно располагаться на солнце. Если на участке имеются естественные неровности рельефа - склон, небольшая возвышенность или насыпь, - то именно здесь нужно устанавливать альпийскую горку.
Красота альпийских лугов, каменистых осыпей и скальных выходов всегда привлекала человека, наверное поэтому альпинарии, в настоящее время, стали вполне самостоятельным элементом сада. Самое главное - это умение вписать альпийскую горку в окружающий ландшафт так, чтобы она не казалась инородным телом.

                             Приложения                                

 

                       прилож01

               Приложение №2. ХОЗЯИН ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДОМОВЕНОК КУЗЯ  

прилож03

                                                       Приложение №3 Цветущая сирень

   прилож04 

 Приложение №4 Ель

 прилож05 

 Приложение №5 Огород

прилож06

      Приложение №6 Птичья столовая 

                               прилож07                            Приложение №7 Береза

прилож08

 Приложение №8 Насекомые

прилож09

Приложение №9 Полянка с одуванчиками

прилож010

Приложение №10 Озеро с лилиями

прилож011 

Приложение №11 Метеостанция

прилож012    

Приложение №12 Дикие и домашние животные

прилож013 

Приложение №13 Старый пень

прилож014 

 Приложение №14 Калина

прилож015

Приложение №15 Альпийская горка