Программа развития

 

                                                                    ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

 Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада комбинированного вида № 2 города Лебедянь Липецкой области

на 2012 – 2016 г.

 

 

Структура программы

 I.    Информационная справка

II.   Паспорт программы

III. Аналитический модуль

3.1. Проблемный анализ состояния воспитательно - образовательного процесса МБДУ детского сада №2 в период с 2012 по 2016 г.г. 

3.2. Приоритеты политики в сфере реализации Программы

3.3. Основные цели и задачи Программы

3.4. Ключевые принципы и механизмы реализации Программы

3.5. Ожидаемые конечные результаты Программы

3.6. Сроки реализации Программы

IV. Практический модуль

4.1. Основные мероприятия по реализации Программы

4.2. Мониторинг реализации Программы

 

 

 I. Информационная справка

 

Полное наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 города Лебедянь Липецкой области

Учредитель: Отдел образования администрации Лебедянского муниципального района

Год основания:1969 г.

Область: Липецкая

Район: Лебедянский

Адрес:399613, г. Лебедянь, ул.Советская, д.76

Телефон: (847466) 5-51-15

E-mail:[email protected]

Сайт: htt://sadikromashka.okis.ru

Должность руководителя: заведующий

ФИО руководителя: Кузьмина Алла Викторовна

ИНН: 4811004860  КПП: 4811011001

ОГРН: 1034800060734

Лицензия: от 21.08.2012 г. № 89, выдана Управлением образования и науки Липецкой области

Санитарно-эпидемиологическое заключение: № 48.20.04.00.М.002229.12.11 от 12.12.2011 г.

Нормативно-правовая база деятельности МБДОУ детского сада комбинированного вида № 2

  • Конституция РФ ст. 38, 41, 42, 43
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (редакция от 15.07.2011 г.);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября2011 г. №2562 г. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  • Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля2011 г. № 2151.
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка  в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ ( с изменениями от 20.07.2000 г.);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 2660-10 от 22 июля2010 г.
  • Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» № 65/23-16 от 14.03.2000 г/
  • Устав МБДОУ детского сада комбинированного вида № 2

В настоящее время в детском саду функционирует 9 групп (одно групповое помещение переоборудовано под зимний сад и комнату старины).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 города Лебедянь Липецкой области относится к типу: дошкольное образовательное учреждение, виду: детский сад, реализует общеобразовательную программу дошкольного образования.

Вид права: Оперативное управление.

Свидетельство о государственной регистрации права от 14.06.2012г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним «14» июня 2012 года сделана запись регистрации № 48-48-06/002/2012-755

Учреждение аккредитовано в 2008 году, имеет статус «Дошкольное образовательное учреждение» и соответствует второй категории.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида   № 2 города Лебедянь Липецкой области  находится в ведении Отдела образования администрации Лебедянского муниципального района.

Функционирует с  1969года, расчитан на 175 мест.

Декабрь1969 год – здание построено и сдано в эксплуатацию: «Детские ясли – сад».

Учредитель: Отдел образования администрации Лебедянского муниципального района.

Здание детского сада типовое, техническое состояние удовлетворительное. Учреждение рассчитано на 9 групп. В настоящее время функционирует 9 групп. В ДОУ имеется музыкальный зал, медицинский кабинет (состоящий из приемной, изолятора, процедурной), методический кабинет, комната Стариного быта, зимний сад, спортивный зал, логопедические кабинеты. С 2011году в детском саду воспитывается 200 детей. На основании Устава МБДОУ детского сада работает в 10.5-часовом режиме (с 7.30 до 18.00 часов), при пятидневной рабочей неделе, выходные дни – суббота и воскресенье.

В основу работы учреждения заложены задачи, определенные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей  -  как физического, так и психологического.

МБДОУ детский сад комбинированного виде № 2 осуществляет деятельность, определенную Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения.

Цели:

  • Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; 
  • Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • Воспитание с учетом возрастных категорий гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • Взаимодействия с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основываясь на принципах гуманистической педагогики  и руководствуясь положениями  «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада комбинированного вида № 2 города Лебедянь Липецкой области», главной целью ДОУ является всестороннее и гармоничное развитие личности дошкольника в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование основ базовой культуры личности, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Руководствуясь вышесказанным, ДОУ решает следующие задачи: 

  • Обеспечение стандарта дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду;
  • Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения воспитанников в образовательных учреждениях;
  • Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития;
  • Создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям;
  • Использование традиционных, инновационных технологий, направленных на обновление учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей детей, детского творчества и на интеллектуальное развитие;
  • Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий детей; духовно- нравственное воспитание детей;
  • Повышение профессионального мастерства педагогов;
  • Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Сведения о детях.

Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом. Комплектование контингента детей осуществляется на основании Устава МБДОУ, Правил приема детей в дошкольное образовательное учреждение .

В детском саду функционирует 9 групп:

Соблюдается общий принцип комплектования групп

Группа, возраст детей

Количество детей

Вторая младшая группа – дети от 3 до 4 лет

25

Средняя группа – дети от 4 до 5 лет

23

Средняя группа – дети от 4 до 5 лет

26

Старшая группа – дети от 5 до 6 лет

28

Старшая группа – дети от 5 до 6 лет

25

Старшая группа(логопедическая) – дети от 5 до 6 лет

19

Подготовительная к школе группа– дети  от 6 до 7 лет

26

Подготовительная к школе группа– дети  от 6 до 7 лет

28

 

 

Подготовительная к школе группа(логопедическая)– дети  от 6 до 7 лет

16

Всего

200

                       Характеристика детей по полу (соотношение мальчиков и девочек):

 

2011- 2012 год

2012 - 2013 год

2013 - 2014 год

Мальчики

100

96

87

Девочки

115

109

101

                                          По состоянию здоровья:

Год

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

контингент

2011 - 2012

24

188

2

1

215

2012 - 2013

26

173

3

3

205

2013 - 2014

23

156

6

3

188

                                          По физическому развитию:

Год

Высокий

Средний

Низкий

контингент

2011 - 2012

14,4%

84,2%

1,4%

215

2012 - 2013

12,5%

84,9%

2,6%

205

2013 - 2014

13,9%

83,7%

2,4%

188

 Кадровое обеспечение.

Общее количество педагогических работников – 23:

 Из них административный персонал: 2 человека;

 Из них педагогический персонал: 21 человек;

 Обслуживающий персонал: 21человек;

                         Сведения о педагогических работниках.

По образованию

Высшее

10 человек

Не законченное высшее

5 человек

Среднее специальное

8 человек

 

По категории

Высшая квалификационная категория

5

Первая квалификационная категория

13 человек

Вторая квалификационная категория

5  человек

Без категории

0 человека

 

По стажу

Менее 5 лет

6 человек

От 5 до 10 лет

2 человек

От 10 до 15 лет

3 человека

От 15 до 20 лет

2 человека

Боле 20 лет

6 человека

Аттестация педагогических кадров является одним из эффективных методов качества образования. Динамика повышения квалификационной категории педагогов определяется за счет повышения категории у молодых, ранее не аттестованных педагогов и повышения категории у стажистов.

В коллективе присутствует тенденция к повышению образовательного уровня. В данный момент 5 педагогов учатся в высших учебных заведениях.

 Сведения о родителях.

 Социальный статус родителей

Полные

126

Неполные

13

Матери-одиночки

11

Многодетные

10

 Уровень образования родителей:

Всего родителей

Высшее

Среднее специальное

Среднее

     307

108

194

5

 Жилищные условия:

Кол-во семей

Хорошие

Удовлетворительные

Плохие

160

129

29

2

Характеристика социума

Детский сад находится в благоприятном социально-культурном окружении.  В микрорайоне детского сада находятся учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.  

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 2 г.Лебедяни сотрудничает:

  Направления

сотрудничества

Организации

Организационное

  • Отдел образования администрации Лебедянского муниципального района
  • Отдел государственного пожарного надзора по Лебедянскому району
  • Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека по Липецкой области

 

Реализация преемственности

  • МОУ гимназия  № 1и МОУ СОШ с УИОП № 2
  • Дом ремёсел
  • Районная детская библиотека
  • ГИБДД города Лебедянь
  • ОВД города Лебедянь
  • Пожарная служба города Лебедянь
  • Городской краеведческий музей

Повышение квалификации кадров

  • Липецкий институт развития образования

Финансовое

  • МБУ «Централизованная бухгалтерия»

Оздоровление

  • Детская консультация
  • МУ «Лебедянская ЦРБ»
  • Бассейн «ФОК»и «СОК» г.Лебедянь
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс

Информационное

  • Районная газета «Лебедянские вести»
  • Гостевая книга на сайте ДОУ

Обслуживание

  • Коммунальные службы: МУП «КХ», ОАО «ИСТОК»,Лебедяньэнерго

Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Процесс организации воспитательно-образовательной деятельности в детском саду носит комплексный, плановый характер. Разработана образовательная программа, представляющая собой модель целостного процесса воспитания и обучения детей, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное развитие во взаимосвязи. Образовательная программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста и учитывает основные и дополнительные образовательные нагрузки. Образовательная программа определяет следующие задачи:

- формирование у дошкольников определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний, умений, навыков;

- развитие высших психических функций и предпосылок к школьному обучению у детей в соответствии с индивидуальными особенностями и функциональными отклонениями в физическом и психическом развитии;

- совершенствование средств, методов и форм физического воспитания детей;

- обеспечение социальной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Вышеперечисленные задачи реализовываются педагогическим коллективом согласно годовому календарному  учебному плану ДОУ в соответствии с  Программой МБДОУ д/с № 2 и других программ:

- «Цветные ладошки»  И.А.Лыковой;

- «Юный эколог» С.Н.Николаевой;

- «Первые шаги» Е.О.Смирнова

- Развитие речи О.С.Ушаковой

- Математика В.П.Новиковой

- «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина

- «Топ-хлоп, малыши» А.И.Буренина, Т.Сауко

 - «Я – человек» С.А.Козлова

В ДОУ работают бесплатные кружки:

 художественно–эстетической и эколого-биологической направленности: «Жаворонушки», « Топотушки», «Оригами», « В мире живой природы»;

-предоставляет платные услуги:по изучению английского языка и пропитию кислородного коктейла

Структура образовательного процесса в ДОУ.

Учебный день делится на три блока:

утренний образовательный блок — продолжительность с 7.30 до 9.00 часов — включает в себя самостоятельную деятельность ребенка и его совместную де­ятельность с воспитателем.

развивающий блок — продолжительность с 9.00 до 10.50 ча­сов - представляет собой организованную образовательную деятельность;

вечерний блок — продолжительность с 15.20 до 18.00 часов - включает в себя  совместную деятельность воспитателя с ребенком; свободную самостоятельную деятельность детей; занятия художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направления.

 Структура учебного года:

с 1 сентября по 15 сентября — адаптационный, диагности­ческий период;

с 10 по 16 января — новогодние каникулы;

с 15 мая по 30 мая — диагностический период;

с  1 июня по 31 августа – летние каникулы.

Результаты диагностики освоения детьми основной общеобразовательной программы.

Разделы программы

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Развитие речи

70%

79%

82%

Ребенок и окружающий мир

67%

72%

79%

Подготовка к обучению грамоте

76%

83%

90%

ФЭМП

81%

83%

87%

Изобразительная деятельность

78%

84%

87%

Музыкальное воспитание

83%

94%

96%

Конструирование

76%

79%

81%

Физическое воспитание

65%

73%

80%

Игровая деятельность

80%

87%

93%

По данным диагностики прослеживается увеличение результативности усвоения дошкольниками Программы на 8 – 10%.

Адаптация детей к ДОУ

Придя в детский сад, ребенок попадает в другую социальную среду с новыми для него условиями жизни. У ребенка появляется повышенное чувство страха перед новыми людьми, обстановкой. Нужно так организовать уход и воспитание, чтобы свести к минимуму тяжесть адаптационного периода.

Адаптация - активный процесс, приводящий или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

Основные критерии адаптации ребёнка к условиям ДОУ

  • уровень нервно-психического развития;
  • заболеваемость и течение болезни;
  • главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I  этап – подготовительный. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщаться к новым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребёнка от переутомления. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

II  этап – основной. Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.

III  этап – заключительный. Ребёнок начинает посещать детский сад.

Для того чтобы адаптация ребенка к детскому саду не затягивалась, педагоги делают следующее:

1.  Создают эмоционально благоприятную атмосферу в группе.

2.  Работают с родителями еще до поступления ребенка в детский сад.

3. Правильно организуют в адаптационный период игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включают игры и упражнения.

На каждого ребенка заполняется адаптационный лист. Результатом наблюдения становится:

- заключение о степени адаптации ребенка к ДОУ (легкая, средняя, тяжелая); даются рекомендации по организации помощи детям;

- разработка индивидуального режима в период адаптации;

- создание условий для благоприятного течения периода адаптации.

Адаптация детей к ДОУ.

 

Обследовано

Легкая степень

Средняя степень

Тяжелая степень

2009-2010

13

30%

53,8%

15,3%

2010-2011

17

35,2%

47%

5,8%

2011-2012

18

38,8%

55,5%

5,5%

За прошедшие три года наблюдается высокий уровень легкой степени адаптации. Для успешной адаптации детей к ДОУ открыта группа кратковременного пребывания с мамой – «АИСТЁНОК»

Уровень готовности выпускников к школьному обучению.

В ДОУ разработана система мониторинга  достижения планируемых результатов освоения Программы

Оценка результатов развития  дошкольников строится на основе показателей развития, данных в программе воспитания и обучения в детском саду по основным направлениям развития:

  • Физическое развитие
  • Познавательно-речевое развитие
  • Социально-личностное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Результаты заключительной диагностики готовности к школьному обучению детей подготовительной группы.

Уровень

2011

2012

2013

Высокий уровень

5(23,8%)

5(22,7%)

6(24%)

Выше среднего

4(19%)

5(22,7%)

10(40%)

Средний

10(47,6%)

10(45%)

8(32%)

Низкий

2(9,5%)

2(9%)

1(4%)

На протяжении нескольких лет ДОУ сотрудничает с МОУ СОШ с УИОП № 2 г.Лебедяни. Показателями адаптации детей в начальной школе являются:

- интеллектуальная готовность;

- коммуникативная готовность;

- готовность к способу обучения.

Мониторинг осуществляется через осуществление диагностики готовности выпускника в детском саду и адаптацию ребенка в школе.

Обследование проводится через посещение уроков, беседы с учителем и родителями, анкетирование. Мониторинг позволяет получить сведения об адаптации выпускника к школе, об успешном усвоении школьной программы, о соответствии уровня подготовки дошкольников.

 

2011-2012  уч. г

2012-2013 уч.г

2013-2014 уч.г

Готовность к способу обучения

74%

77%

83%

Интеллектуальная готовность

73%

76%

71%

Коммуникативная готовность

75%

79%

84%

Физическое развитие  и здоровьесбережение дошкольников.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного физического развития. Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма.

                                Уровень физической подготовленности.

 

Средний уровень

Высокий уровень

2011-2012

61%

35%

2012-2013

55%

41%

2013-2014

53%

47%

                                    Анализ заболеваемости детей.

 

Всего детей

Количество детей по группам здоровья

Часто болеющих детей

Пропущено дней одним ребенком по болезни

I

II

III

IV

2011-2012

138

20

115

2

1

7

16,8

2012-2013

152

19

127

3

3

9

16.4

2013-2014

165

23

133

6

3

10

9

В ДОУ разработаны:

- комплексная система физкультурно-оздоровительной работы

- система использования здоровьесберегающих технологий,

- лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия , которые направлены на снижение заболеваемости детей и повышение их физической подготовленности. Во всех группах имеются журналы здоровья с антропометрическими данными детей, размером рекомендуемой мебели, основными и сопутствующими диагнозами и рекомендациями врача. Каждый месяц проводится анализ заболеваемости и посещаемости детей. Физическое развитие дошкольников отслеживается благодаря систематическому мониторингу:

  1. Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста с учетом их физического развития (роста, веса);
  2. Исследование двигательной активности детей на занятиях;
  3. Сравнительный анализ заболеваемости детей.

Четырехразовое питание детей в ДОУ осуществляется в соответствии с примерным десятидневным меню. Гибкий и динамичный режим ДОУ предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха в течение дня.

Взаимодействие со службами комплексного сопровождения.

Важным направлением  деятельности коллектива учреждения является охрана и укрепление здоровья детей.

ДОУ сотрудничает с Лебедянской ЦРБ по вопросам медико-психолого-педагогического сопровождения детей с целью выявления отклонений в развитии дошкольников, созданию условий для коррекционной  работы с детьми. Педагогам и родителям даются рекомендации, проводятся беседы, оформляются информационные стенды, папки-передвижки. Также ежегодно осуществляется сотрудничество со специалистами ПМПК Липецкой области.Педагоги и родители получают возможность приобрести знания об особенностях развития детей, психического и эмоционального здоровья, а также проконсультироваться по индивидуальным проблемам детей.

Предметно-развивающая среда.

В ДОУ создается предметно-развивающая среда, отвечающая  требованиям САНПиН, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется так, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти себе увлекательное дело, занятие.  Помещения групп оборудованы игровыми зонами, отражающими многообразие окружающего мира и развивающими сенсорные способности детей. В группах создаются условия для самостоятельной деятельности детей на основе свободного выбора; обеспечивается баланс между дидактическим, игровым, спортивным и другим оборудованием; дидактический материал подбирается с учетом функциональности, качества, эстетичности, возможности активной и целенаправленной деятельности; в группах создаются музыкальные, театрализованные уголки, условия для творческого развития.

При создании предметно – развивающей среды в качестве исходных были приняты положения:

  1. предметная среда – не только  средство обучения, но и условие развития личности ребенка;
  2. во всех взаимодействиях ребенка с предметным миром посредником является заинтересованный и компетентный педагог;
  3. предметная среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Предметно – развивающая среда создана в соответствии с интересами и потребностями детей, реализуемой программой и детскими видами деятельности и включает:

- предметы, материалы, пособия, направленные на развитие органов чувств, двигательного аппарата, интеллектуальных, творческих способностей, речевой активности, а также содействующие развитию навыков повседневной практической деятельности и ознакомлению с окружающим миром;

- развивающие зоны по видам деятельности в групповых    помещениях;

- специально оборудованные помещения по видам детской деятельности.

Материально-техническая база.

Развитие материальной базы тесно связано с бюджетным финансированием.

Состояние материально-технической базы соответствует требованиям СанПиН. У каждой возрастной группы имеется прогулочная площадка. Территория учреждения озеленена на 50% деревьями и кустарниками, разбиты цветники.

В ДОУ имеются дополнительные помещения:

- музыкальный зал;

- методический кабинет;

- медицинский кабинет;

- комната  старинного быта;

- зимний сад;

- спортивный зал

В каждой возрастной группе ДОУ созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей.

Для обеспечения условий безопасности и охраны здоровья детей выполняются мероприятия в соответствии с программой производственного контроля.

В настоящее время в ДОУ имеются два компьютера с выходом в Интернет и электронной почтой, , два принтера, 1 сканер, , что обеспечивает формирование и хранение различной информации, а также связь с отделом образования и другими образовательными учреждениями.

Программно-методическое обеспечение.

В ДОУ разработана, утверждена и реализуется основная образовательная программа.

В ДОУ ведется работа по внедрению дополнительных программ по ведущим линиям развития ребенка.

Социально-личностное:

«Я – человек» С.А.Козлова

Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой.

Стержнем  программы являются знания о Человеке, что способствует гендерной социализации личности.

«Первые шаги» Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова

Основная цель программы – развитие целостной личности ребенка, его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.

Художественно-эстетическое:

«Цветные ладошки» И.А.Лыкова

В программе сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста. Разработана модель интегрированного образовательного пространства в ДОУ на основе сочетания разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разных возрастных групп.

«Ритмическая мозаика» А.И.Буренина

Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного («музыкального») инструмента.

«Топ-хлоп, малыши» А.Буренина, Т.Сауко

Программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений в течение всего года. Новизна программы в том, что в ней собраны воедино игровые упражнения, систематизированные в строгой методической последовательности.

Познавательно-речевое:

«Развитие речи детей» О.С.Ушакова

В программе реализуется идея многоаспектности и полифункциональности речевого развития и воспитания. Система обучения по разработанной методике повышает речевой и общий интеллектуальный уровень развития дошкольников. Программа имеет достаточное методическое обеспечение.

«Юный эколог» С.Н.Николаева

В программе намеренно не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада. Данные в программе рекомендации позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач.

Умственное:

«Математика в детском саду В.П.Новикова

Обучение построено в виде диалога взрослого с ребенком, по ходу которого в доступной и занимательной форме дошкольник овладевает математическими категориями, учится самостоятельно использовать полученные знания в различных ситуациях. Это подводит к осознанию, полноценному усвоению предлагаемого материала.

Сочетание принципов единоначалия и самоуправления.

Основой управления ДОУ является взаимодействие всех структур по принципу демократического управления и самоуправления.

Управление ДОУ осуществляется коллегиальными органами, представленными Общим собранием трудового коллектива, педагогическим советом и административно-управленческим аппаратом.

Структура образовательного учреждения имеет несколько уровней.

1 уровень – стратегического управления ДОУ.

Общее собрание ДОУ является органом внутреннего самоуправления, определяет ориентиры образовательной, кадровой, финансовой политики детского сада.

Родительский комитет ДОУ является коллегиальным органом внутреннего общественного управления. Действует в целях развития и совершенствования воспитательно-образовательного процесса, осуществляет взаимодействие родительской общественности и Учреждения.

Педагогический совет является постоянно действующим органом самоуправления ДОУ для рассмотрения основных вопросов организации и осуществления образовательного процесса.

2 уровень – тактического управления ДОУ

Структурные подразделения определяют тактические перспективы, решают задачи, связанные с разработкой и реализацией организации воспитательно-образовательного процесса.

3 уровень – оперативного управления ДОУ.

Временные творческие коллективы, экспериментальные группы педагогов организуются для разработки и внедрения новшеств, адаптации их к условиям детского сада, оценки качества внедрения новшеств.

4 уровень – самоуправления ДОУ.

Комиссия по охране труда, санитарная комиссия организует контроль за осуществлением санитарного состояния, выполнение требований техники безопасности; комиссия по премированию организует контроль за распределением материального стимулирования работников.

Позитивное отношение родителей (законных представителей) к Учреждению.

Взаимодействие с семьей является одним из направлений работы ДОУ. В детском саду используются различные формы организации информационно-просветительской работы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные, государственно-общественные.

Стратегическая цель работы с родителями – превращение семьи в сознательного субъекта образовательного процесса. Она реализуется через достижение единства в понимании целей и задач организации педагогического процесса. Результативность совместной работы определяется:

- включенностью родителей в работу ДОУ;

- преемственностью и единством требований ДОУ и семьи;

- взаимоотношениями родителей и детей в семье;

- родительским сообществом.

Коллективом ДОУ проводится ежегодное исследование удовлетворенности родителей работой ДОУ, степенью информированности, характером их взаимодействия с педагогами, руководителями ДОУ.

Оценка деятельности ДОУ родителями (законными представителями) детей в 2013г.

  1. Списочный состав детей в ДОУ на момент проведения анкетирования: 188.
  2. Общее количество розданных анкет: 188
  3. Общее количество заполненных анкет: 174
  4. Количество и  % незаполненных анкет: 14 – 9,3%

Ответов «да» – 93,4%

Ответов «нет» – 4,5%

Ответов «не знаю» – 2,1%

II. Паспорт Программы

Программа развития учреждения – это спланированная система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, которая затрагивает всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, руководителя учреждения, родителей. Программа принята к  реализации решением педагогического совета ДОУ №1 от 31.08.2013 г., утверждена приказом № 79 от 31.08.2013г.

Авторы-разработчики: заведующий МБДОУ детского сада комбинированного вида № 2 города Лебедянь А.В.Кузьмина , заместитель заведующего по УВР Е.А.Ляпина.

Полное наименование программы

Программа развития МБДОУ детского сада комбинированного вида № 2 на 2013-2017 годы

Основания для разработки программы

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (редакция от 15.07.2011 г.);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562 г. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  • Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151.

 

Ответственный исполнитель программы

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 2

Цели программы

Создание средствами образования условий для формирования личной успешности воспитанников в обществе.

Задачи программы

1. Создание открытой социально-педагогической системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей.

2. Внедрение современных стандартов качества образования ,инструментов его независимой и прозрачной для общества оценки, обеспечивающих индивидуализацию образовательных маршрутов и достижение воспитанниками образовательных результатов, необходимых для успешной социализации

3. Обеспечение развития способностей ребенка в образовательном учреждении путем создания условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам, организации педагогически целесообразного, личностно-ориентированного взаимодействие взрослого и ребенка.

4. Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения

ФГТ. Обновление содержания и технологий дошкольного образования, обеспечивающих развитие базисных компетентностей ребенка дошкольного возраста.

5. Создание системы выявления и поддержки детей с повышенной познавательной мотивацией.

6. Создание атмосферы эмоционального комфорта и условий для охраны, укрепления физического и психического здоровья, всестороннего развития личности ребенка, формирования у детей интереса к физической культуре и спорту.

7. Повысить конкурентоспособность учреждения, расширить взаимодействие с семьями воспитанников путем предоставления широкого спектра качественных образовательных и информационно-просветительских

услуг разным категориям заинтересованного населения, внедрения в практику работы ДОУ новых форм дошкольного образования.

8. Создание механизмов использования интеллектуальных и социокультурных ресурсов  в образовании.

Этапы и сроки реализации программы

Программа реализуется в один этап:

01.01.2013 г. – 31.12.2017 г.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. внедрение новых технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  2. включение МБДОУ в единую информационную систему комплексного автоматизированного мониторинга качества образования;
  3. включение всех воспитанников  в систему мониторинга здоровья,  реализация в МБДОУ современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий;
  4. обеспечение всем воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья доступа  к качественным услугам дошкольного образования в МБДОУ;
  5. реализация образовательных программ, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для жизни воспитанников, внедрение новых технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  6. обеспечение соответствия дошкольного образовательного учреждения не менее 80% требования стандарта качества дошкольного образования;
  7. формирование системы выявления, поддержки и развития детской одаренности, основанной на взаимодействии учреждений общего, дополнительного образования, организаций культуры и спорта;
  8. создание и отработка алгоритма действия в образовательном учреждении органа самоуправления, реализующего государственно-общественный характер управления, наделенного полномочиями в вопросах стратегического управления, контроля  финансово-хозяйственной деятельности и качества образования, кадровой политики  – Управляющий совет;
  9. создание информационно-коммуникационной  среды, обеспечивающей родителям возможность повысить свою  компетентность в вопросах развития и воспитания детей;
  10. предоставление семьям с детьми от 3 до 7 лет  возможности получения услуг по консультированию специалистами МБДОУ и педагогической помощи детям всех нуждающихся в этом семей;
  11. обеспечение реализации планов сотрудничества  с учреждениями и организациями города (научной,  инновационной,  культурной, спортивной, художественной,  творческой направленности);

обеспечение дошкольным образовательным учреждением свободного доступа граждан к  информации о своей деятельности и качестве образовательных услуг, используя для этого возможности современной информационной системы.

 III. Аналитический модуль

Предпосылками к созданию программы развития МБДОУ детского сада комбинированного вида № 2 города Лебедянь Липецкой области на период 2013-2017 гг. послужили изменения в образовательной политике государства:

  • реализация государственной программы
  • утверждение нового типового положения о дошкольном образовательном учреждении;
  • Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151.
  • Полное выполнение Программы развития детского сада на 2010-2012 г.г.

Целевые ориентиры, обозначенные в этих документах, акцентируют внимание на развитие новых моделей и форм дошкольного образования, обновление содержания и технологий, развитие информационных и материально-технических ресурсов, повышение качества кадрового обеспечения.

Современное дошкольное образовательное учреждение должно не только соответствовать постоянно изменяющимся условиям внешней среды, поддерживая свою конкурентоспособность, но и взаимодействовать с ней, используя образовательно-оздоровительный потенциал социума, привлекая к мероприятиям ДОУ широкие слои заинтересованного населения.

Под влиянием внешних факторов и с учетом внутренних возможностей дошкольного учреждения возникла потребность в составлении программы развития на 2013-2017 г.г.

3.1. Проблемный анализ состояния воспитательно - образовательного процесса МБДУ детского сада комбинированного вида №2 в период с 2012 по 2016 г.г. 

3.1.1. Повышение профессионального мастерства и квалификации педагогов.

Укомплектованность кадрами составляет 100%. Основу педагогического персонала составляют специалисты с большим стажем работы: 65% имеют педагогический стаж более 10 лет.

За период реализации Программы развития на 2010-2012 г.г. педагогическому коллективу детского сада удалось добиться следующих результатов:

100% повысили свою квалификацию на курсах и семинарах для педагогов дошкольных учреждений, , 26% -  на   первую и 18% - на вторую квалификационные категории.

Высокий профессиональный уровень педагогов ГБОУ детского сада № 933 неоднократно представлялся на окружном конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года»:

- 2010-2011 уч.год– педагог Колосова И.Н.стала лауриатом областного конкурса «Воспитатель года-2011г.)

В  дошкольном учреждении есть педагоги, способные работать в инновационном режиме, стремящиеся к обобщению и транслированию своего опыта, готовые к повышению квалификационной категории (45%) , 72% педагогов в той или иной мере владеют ИКТ.

Система методической работы, созданная в детском саду, способствует развитию педагогического коллектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов в воспитательно-образовательной работе, помогает выработать единые ценностные ориентиры. Были уточнены цели и задачи методической работы:

  • Информирование о новых достижениях и нормативных требованиях;
  • Обучение и воспитание педагогических кадров, повышение их квалификации;
  • Выявление, предъявление, сопровождение освоения наиболее ценного опыта педагогической деятельности;
  • Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

Проблемы:

Повышению качества образовательной услуги будут способствовать:

- совместная программа, направленная на повышение квалификации работников учреждения, получение высшего профессионального образования, переподготовка кадров;

- обеспечение научного сопровождения образовательного процесса;

- повышение образовательного уровня педагогов в области использования ИКТ (курсовая подготовка «Базовая ИКТ

– компетентность»);

3.1.2  Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая деятельность ДОУ.

Благополучие любого общества во многом зависит от состояния здоровья подрастающего поколения. Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физической культуры – одна из стратегических задач страны и приоритетное направление деятельности МБДОУ. Педагоги детского сада ежегодно при построении образовательного процесса берут в расчет уровень здоровья детей и строят образовательную деятельность с учетом этого фактора.

Цель использования здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление индивидуального здоровья детей, развитие здоровьесберегающих навыков и умений, утверждение здорового образа жизни в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

Медицинское обслуживание детей в МБДОУ детском саду строится на основе нормативно-правовых документов с учетом результатов мониторинга состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонения в их здоровье. В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в МБДОУ детский сад осуществляется четкая организация медико-педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей детей.

В учреждении выстроена четкая система взаимодействия с учреждениями здравоохранения, обеспечивающая профилактику и коррекцию нарушений в состоянии здоровья у воспитанников ДОУ (взаимодействие на договорной основе с Детской поликлиникой № 1,).

Для реализации поставленной цели по сохранению и укреплению здоровья детей   в ДОУ имеются следующие условия: медицинский и процедурный кабинет, физкультурный и тренажерный зал, полностью оборудованная спортивная площадка. Общие санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме.

Укрепление здоровья и формирование физической культуры  воспитанников осуществляется в трех взаимосвязанных блоках:

Деятельность с детьми:

Специально организованные тематические, игровые, интегрированные образовательные деятельности по физической культуре и игры с атически обеезараживаются с помощью переносного бактерицидного облучателяия Департамента образования города Москвы.направленностью на формирование навыков здорового образа жизни, ежедневная гигиеническая гимнастика, физкультминутки и двигательные разминки, походы, экскурсии, тематические досуги и развлечения, театрализованная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, педагогическое проектирование, оздоровительно-игровые часы. Особое внимание уделяется закаливающим упражнениям и процедурам – это упражнения в постели после сна,  дозированная ходьба и оздоровительный бег, полоскание рта, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения под музыку.

Однако особую озабоченность вызывает рост у детей, поступающих в учреждение, числа осложненных диагнозов, процента хронических заболеваний внутренних органов.

Положительная динамика укрепления здоровья воспитанников существует, но она недостаточна, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в ДОУ, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость.

Взаимодействие с родителями:

Проведение консультаций, выпуск санпросвет бюллетеней, выкладывание информации на сайте детского сада (советы родителям), оформление тематических стендов, открытая образовательная деятельность, Дни Здоровья, Дни открытых дверей, индивидуальное консультирование по текущим проблемным вопросам, выход на родительские собрания медицинского персонала, оформление фотогазет, обобщение опыта семейного воспитания, совместные мероприятия, привлечение родительской общественности к участию в районных и окружных спортивных мероприятиях.

Работа с сотрудниками ДОУ:

Освещение вопросов здорового образа жизни в рамках педсоветов, семинаров, методические объединений воспитателей и специалистов, транслирование опыта работы с ослабленными детьми.

Поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса способствует и соблюдение требований СанПиН 2.4.1. 2660-10 при организации образовательного процесса в ДОУ, при пополнении предметно-развивающей среды и укреплении материально-технической базы учреждения, при организации профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, организации питания, соблюдению санитарно-гигиенических условий (профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия).

Проблемы:

Хотя физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа учреждения ведется в системе, для создания стабильной положительной динамики в вопросах поддержания и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни воспитанников и заинтересованного взрослого населения необходимо:

- формирование системы работы медицинского и педагогического  персонала МБДОУ по дифференциации (в зависимости от состояния здоровья) и индивидуализации физкультурно-оздоровительной и профилактической работы в детском саду (дифференцированные графики поддержания и укрепления здоровья воспитанников ДОУ, индивидуальные оздоровительные маршруты);

- внедрение в образовательный процесс новых оздоровительных, здоровьесберегающих и здоровьеформирующих  технологий и программ, создание системы их мониторинга, укрепление преемственных связей с учреждениями здравоохранения и спорта, ведение инновационной деятельности учреждения в данном направлении;

- взаимодействие с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;

- участие в работе городских проектов, способствующие созданию у детей положительной мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомлению со спортивными достижениями страны.

3.1.3. Отработка содержания образования, обеспечивающего всестороннее развитие детей.

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 2 ведет образовательную политику в соответствии с законодательными и нормативными актами: Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Образовательный процесс регламентируется образовательной программой дошкольного учреждения, разработанной в соответствии с Федеральными  государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Ее содержание направлено на формирование общей культуры детей; предпосылок учебной деятельности; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. В образовательную программу ежегодно вносятся необходимые коррективы.

Образовательная деятельность в группах детского сада строится в соответствии с «Программой воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга» и осуществляется в процессе организации  различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,  музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Содержание воспитательно-образовательной работы направлено на освоение детьми знаний из десяти образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей  решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано. Все это основывается на комплексно-тематическом принципе планировании образовательного процесса.

Результаты анкетирования воспитателей и специалистов показывают, что практически у всех педагогов взаимодействие с детьми носит личностно-ориентированный характер. Взрослые реализуют позицию равноправного партнера, проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка, поддерживают его достоинство. Неоднократное анкетирование родителей и беседы с детьми показывают, что преобладающее большинство высоко ценят и любят детский сад.

В предметно-развивающей среде в группах созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей (музыкально-познавательных и исследовательской деятельности, литературы и театра, интеллектуальной деятельности и др.). Это позволяет детям организовывать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий.

Полностью обновлена методическая и художественная литература в группах. Сделаны подписки на методические журналы и информационные сборники, скомплектованы справочники, пособия, нормативные документы.

Данный подход позволяет добиваться хороших результатов обучении и воспитании детей. Программные задачи решаются успешно, уровень усвоения программы воспитанниками детского сада высокий и составляет:

                                                        Анализ выполнения программы

Учебный год

20011-2012

2012-2013

2013-2014

Выполнение программы по всем разделам

89,9%

90%

90,1%

Преемственность МБДОУ детского сада комбинированного вида № 2 с МОУ СОШ с УИОП №2 осуществляется на уровне использования научных достижений, диагностики и практической работы. Совместно с педагогами начальной школы проводиться серия мероприятий и встреч для установления контактов, согласования действий в выполнении главной задачи – подготовка детей к дальнейшему обучению. Это проведение совместных спортивных соревнований и праздников, экскурсии для детей и родителей, обсуждение докладов, совместные родительские собрания. По отбору содержания образования и проблемам реализации педагогического процесса проводятся совместные Советы педагогов, методические объединения, семинары, круглые столы для  воспитателей и учителей, открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности детей.

Выпускники МБДОУ детского сада комбинированного вида № 2 поступают в гимназию, , школы с углубленным изучением предметов, общеобразовательные школы  города и успешно продолжают обучение.

Высокий уровень развития детей позволяет воспитанникам МБДОУ детского сада комбинированного вида № 2 ежегодно принимать участие в районных, и городских массовых мероприятиях, в различных конкурсах и выставках детского творчества:

Воспитанники ДОУ на протяжении всех учебных годов принимали активное участие в районных  смотрах-конкурсах. Результат  1,2 и 3 место в пяти номинациях в конкурсе «Вместо ёлки новогодний наряд», принимали участие в конкурсе чтецов «Рождественская звезда».

Проблемы:

- В связи с переходом дошкольного учреждения на работу по Федеральным государственным требованиям возникла проблема по реализации этих требований. Актуальные проблемы вносят в содержание деятельности необходимые изменения: использование комплексно-тематического принципа планировании образовательного процесса, проектной деятельности, упор на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет гендерных особенностей при организации педагогического процесса в детском саду, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования. 

3.1.4. Создание единого социокультурного поля воспитания и общения в процессе сотрудничества с семьями воспитанников и окружающим социумом.

Социальная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада. Она предполагает организацию работы с разными категориями семей воспитанников и населением микрорайона, участие в разработке и реализации социальных и культурных проектов, а так же налаживание межведомственных связей с учреждениями образования, культуры, здравоохранения и спорта.

Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников носит систематический плановый характер. Разнообразные  мероприятия проводились на высоком уровне, отмечался творческий подход педагогов к сотрудничеству с семьями своих воспитанников. Итоги анкетирования родителей показали высокую оценку работы ДОУ - степень удовлетворенности  родителей работой  МБДОУ Д\С № 2 составила 98%.

У детского сада налажены связи с детской библиотекой города Лебедянь, детской поликлиникой № 1, МОУ СОШ с УИОП № 2, Детско-юношеским центром, Станцией юных натуралистов есть возможность использования их оздоровительно-образовательного потенциала с целью повышения качества образовательной услуги; расширения спектра дополнительных образовательных услуг; повышения компетентности взрослых участников образовательного процесса (сотрудников ДОУ и родителей воспитанников).

Дошкольное подразделение полностью подключено к сети. Имеется электронная почта, функционирует официальный сайт.

Проблемы:

- детский сад не в полной мере учитывает образовательно-оздоровительный потенциал социума. Необходимо расширять возможности социального партнерства ДОУ с учреждениями социокультурной среды города путем включения дошкольного образовательного учреждения в реализацию социальных и культурных проектов разного уровня.

- Существующая система взаимодействия с учреждениями окружающего социума требует совершенствования. В большинстве случаев отсутствуют планы совместной деятельности, также необходима разработка системы мониторинга качества и эффективности проводимой работы.

- Проектная культура большинства педагогов находится на невысоком уровне. При разработке и реализации проектов мало используется потенциал родителей воспитанников и социума.

- Недостаточно используются возможности  ИКТ. Особое внимание следует уделить созданию системы информирования населения и получения обратной связи о качестве образования в ДОУ (поддержка Интернет-сайта, использование электронной почты, налаживание связей со СМИ).

3.1.5. Материально-техническое оснащение.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. В детском саду к ним относятся природные объекты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда образовательной деятельности и др. Такая среда должна позволять ребенку активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.

В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации предметно-развивающей среды оборудованы уголки для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем).

На территории детского сада – игровые площадки, оборудованные верандами и малыми архитектурными формами, цветник, площадка ПДД и спортивно-игровая площадка.

Проблемы:

- Необходимо пополнение и обновление оборудования: как для обеспечения образовательного процесса (в соответствии с требованиями ФГТ), так и материально-технического оснащения (соответствующего требованиям СанПиН 2.4.1. 2660-10).

- требуется приведение в соответствие некоторых зон принципам при создании предметно-развивающей среды: полифункциональности, трансформируемости среды, вариативности.

- необходимо пополнение образовательной программы детского сада практическими материалами.

3.2. Приоритеты политики в сфере реализации Программы.             

  1. Создание условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста;
  2. Повышение качества дошкольного образования для обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе;
  3. Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физической культуры;
  4. Организация психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития.

3.3. Основные цели и задачи Программы.

Цель Программы: Создание средствами образования условий для формирования личной успешности воспитанников в обществе.

Задачи Программы:

1. Создание открытой социально-педагогической системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей.

2. Внедрение современных стандартов качества образования инструментов его независимой и прозрачной для общества оценки, обеспечивающих индивидуализацию образовательных маршрутов и достижение воспитанниками образовательных результатов, необходимых для успешной социализации

3. Обеспечение развития способностей ребенка в образовательном учреждении путем создания условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам, организации педагогически целесообразного, личностно-ориентированного взаимодействие взрослого и ребенка.

4. Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ. Обновление содержания и технологий дошкольного образования, обеспечивающих развитие базисных компетентностей ребенка дошкольного возраста.

5. Создание системы выявления и поддержки детей с повышенной познавательной мотивацией.

6. Создание атмосферы эмоционального комфорта и условий для охраны, укрепления физического и психического здоровья, всестороннего развития личности ребенка, формирования у детей интереса к физической культуре и спорту.

7. Повысить конкурентоспособность учреждения, расширить взаимодействие с семьями воспитанников путем предоставления широкого спектра качественных образовательных и информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, внедрения в практику работы ДОУ новых форм дошкольного образования.

8. Создание механизмов использования интеллектуальных и социокультурных ресурсов  в образовании.

3.4. Ключевые принципы и механизмы реализации Программы

1) Комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов

Цели  Программы  достигаются через координируемую деятельность всех составляющих структур, элементов МБДОУ д/с№ 2(администрация и трудовой коллектив, органы самоуправления, группы и т.д.) с использованием возможностей всей сети образовательных учреждений и организаций, расположенных в городе Лебедянь и предоставляющих образовательные услуги, а так же механизмов (финансовых, методических, контрольных и т.д.). Такой подход позволяет эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы, обмениваться лучшими практиками в образовании детей дошкольного возраста.

Для реализации этого принципа будут использоваться:

- возможности создаваемых городом межведомственных переговорных площадок (на которых будут вырабатываться стратегия и тактика сотрудничества);

- реализующиеся модели взаимодействия и интеграции образовательных учреждений различных типов, учреждений культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты.

2) Опора на активность семей

Использование этого ресурса будет обеспечено за счет многообразных форм поддержки образовательной и воспитательной активности семей, механизмов включения родителей (законных представителей) в управление образовательным учреждением и оценку качества его работы, а также путем поддержки сотрудников образовательного учреждения, активно вовлекающих семьи в совместную деятельность.

3) Опора на интересы и инициативу воспитанников и учащихся

Использование этого ресурса будет обеспечено за счет поощрения активности каждого воспитанника, индивидуализации образовательных траекторий развития детей.

4) Практико-ориентированная наука и инновационные сети

Для реализации этого принципа МБДОУ д/с № 2 будет участвовать в работе инновационных сетей как в качестве участников, так и в качестве пользователей предлагаемых инноваций.

5) Поддержка лидеров и помощь «отстающим», финансовые стимулы

Для реализации этого принципа в МБДОУ д/с № 2 будут разработаны механизмы (материальный, финансовый, моральный и т.п.) стимулирования повышения качества и эффективности работы сотрудников, что должно обеспечивать стремление работников детского сада к постоянному совершенствованию своей образовательной деятельности, к дальнейшему повышению квалификации (в рамках изучения и обмена опытом, обучения на соответствующих курсах и т.д.).

6) Институционализация обратной связи

Для реализации этого принципа в ДОУ продолжится широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества образования в сочетании с расширением общественного участия в управлении. В комплексную систему оценки качества образования в МБДОУ д/с №2 войдут не только независимые экзамены, но и самооценка государственного образовательного учреждения, мониторинговые исследования, инструменты информационной прозрачности (сайт МБДОУ д/с №2 , и т.д.).

3.5. Ожидаемые конечные результаты Программы.

  1. внедрение новых технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  2. включение МБДОУ в единую информационную систему комплексного автоматизированного мониторинга качества образования;
  3. включение всех воспитанников  в систему мониторинга здоровья,  реализация в МБДОУ современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий;
  4. обеспечение всем воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья доступа  к качественным услугам дошкольного образования в МБДОУ;
  5. реализация образовательных программ, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для жизни воспитанников, внедрение новых технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  6. обеспечение соответствия дошкольного образовательного учреждения не менее 80% требования госстандарта качества дошкольного образования;
  7. формирование системы выявления, поддержки и развития детской одаренности, основанной на взаимодействии учреждений общего, дополнительного образования, организаций культуры и спорта;
  8. создание и отработка алгоритма действия в образовательном учреждении органа самоуправления, реализующего государственно-общественный характер управления, наделенного полномочиями в вопросах стратегического управления, контроля  финансово-хозяйственной деятельности и качества образования, кадровой политики  – Управляющий совет;
  9. создание информационно-коммуникационной  среды, обеспечивающей родителям возможность повысить свою  компетентность в вопросах развития и воспитания детей;
  10. предоставление семьям с детьми от 3 до 7 лет  возможности получения услуг по консультированию специалистами МБОУ и педагогической помощи детям всех нуждающихся в этом семей;
  11. обеспечение реализации планов сотрудничества  с учреждениями и организациями города (научной,  инновационной,  культурной, спортивной, художественной,  творческой направленности);
  12. обеспечение дошкольным образовательным учреждением свободного доступа граждан к  информации о своей деятельности и качестве образовательных услуг, используя для этого возможности современной информационной системы.

3.6. Сроки реализации Программы

Программа реализуется в один этап: 01.01.2013 г. – 31.12.2017 г.

IV. Практический модуль

4.1 Основные мероприятия по реализации Программы.

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1.

Использование ресурсов социокультурной среды города Лебедянь для социализации и развития детей

1.1.

Разработка и внедрение проекта взаимодействия с детской библиотекой города

2013-2015 Ежегодно

Зам.заведующего по УВР

1.2.

Отработка модели взаимодействия с музеями, находящимися на территории Лебедянского района

2013-2017 Ежегодно

Зам.заведующего по УВР

1.3.

Реализация в практике работы детского сада городского проекта «Детский сад и спорт»

2013 – 2017

Ежегодно

Инструктор по физкультуре

Зам.заведующего по УВР

1.4.

Отработка взаимодействия со спортивными учреждениями района в рамках реализации городского проекта «Детский сад и спорт»

2013 – 2017

Ежегодно

Инструктор по физкультуре

Зам.заведующего по УВР

2.

Развитие кадрового потенциала ДОУ

2.1.

Обеспечение повышение квалификации педагогов МБДОУ с учетом ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2013 – 2017

Ежегодно

Зам.заведующего по УВР

2.2.

Направление педагогов МБДОУ на учебу с целью получения высшего профессионального образования в педагогических ВУЗов Липецкой области

2013 – 2017

Ежегодно

Заведующий МБДОУ

2.3.

Активное участие 100% педагогов ДОУ в работе районного методического объединения педагогов Лебедянского района

2013 – 2017

 

Заведующий МБДОУ

2.4.

Внедрение модели адресной системы повышения квалификации педагогов на основе индивидуального плана профессионального развития с возможностью выбора моделей обучения

2013 – 2017

 

Зам.заведующего по УВР

2.5.

Охват 100% педагогов МБДОУ обучением на курсах по ИКТ

2012 – 2016

 

Зам.заведующего по УВР

2.6.

Разработка и введение в практику системы взаимоконтроля и самоконтроля педагогов МБДОУ

2013 – 2017

 

Заведующий МБДОУ

Зам.заведующего по УВР

2.7.

Отработка системы педагогического проектирования самообразования педагогов МБДОУ

2013 – 2017

 

Зам.заведующего по УВР

2.8.

Создание банка данных портфолио педагогов (в том числе, электронных)

2013 – 2017

 

Зам.заведующего по УВР

3.

Введение новых инструментов  оценки и стимулирования качества дошкольного образования

3.1.

Отработать и внедрить модель оценки качества работы педагогов МБДОУ на основе современных требований к качеству образования

2015 – 2017

 

Заведующий МБДОУ

Зам.заведующего по УВР

3.2.

Разработать и внедрить в МБДОУ систему начисления стимулирующих надбавок работникам ДОУ в зависимости от качества работы

2013-2014

Заведующий МБДОУ

 

3.3.

Разработать и внедрить в МБДОУ систему поддержки лучших педагогов

2013-2014

Заведующий МБДОУ

 

4.

Создание механизмов обеспечения высокого качества дошкольного образования

4.1.

Разработка и введение в практику системы оценки качества образования на основе стандарта качества дошкольного образования

2014 – 2016

Заведующий МБДОУ

Зам.заведующего по УВР

4.2.

Принять участие в проводимых конкурсах программ развития дошкольных государственных образовательных учреждениях по направлениям:

- эстетическое воспитание и художественное развитие детей

- позитивная социализация ребенка в детском саду, приобщение к культуре

2013 – 2017

Заведующий МБДОУ

 

4.3.

Подготовка и размещение в сети Интернет информационно-аналитических материалов, отражающих реализацию стандарта качества дошкольного образования в ДОУ

2015 – 2017

ежегодно

Заведующий МБДОУ

 

4.4.

Участие в работе стажировочных площадок по распространению лучших практик дошкольного образования

2013 – 2017

ежегодно

Заведующий МБДОУ

 

5.

Развитие моделей развития и социализации детей дошкольного возраста

5.1.

Отработать и ввести в практику модель предоставления семьям с детьми от 3 лет услуг по консультированию и педагогической помощи

2013 – 2017

 

Заведующий МБДОУ

 

5.2.

Предусмотреть возможность открытия на базе МБДОУ центра игровой поддержки для детей раннего возраста

2015 – 2017

 

Заведующий МБДОУ

 

6.

Создание системы мониторинга доступности услуг в сфере дошкольного образования

6.1.

Отработка содержания и проведение мониторинга удовлетворенности населения образовательными услугами МБДОУ

2013 – 2017

ежегодно

Заведующий МБДОУ

 

6.2.

Изучение запросов родителей (законных представителей) на образовательные услуги в МБДОУ

2013 – 2017

ежегодно

Заведующий МБДОУ

 

7.

Обеспечение в ДОУ необходимых условий для организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями

7.1.

Проведение текущего ремонта помещений детского сада

2013 – 2017

ежегодно

Зам.заведующего по АХЧ

7.2.

Проведение благоустройства территории детского сада, ремонта детских прогулочных площадок

2013-2014

Зам.заведующего по АХЧ

7.3.

Обслуживание и поддержание в рабочем состоянии систем противопожарной безопасности

2013 – 2017

ежегодно

Зам.заведующего по АХЧ

7.4.

Оснащение компьютерным оборудованием специалистов детского сада: музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, педагогов МБДОУ

2013 – 2017

Зам.заведующего по АХЧ

7.5.

Создание в МБДОУ ЛВС

2013 – 2017

Зам.заведующего по УВР

7.6.

Создание и подборка мультимедийных пособий по направлениям работы МБДОУ

2013 – 2017

Зам.заведующего по УВР

7.7.

Разработка и внедрение в практику системы использования информационных технологий в работе с детьми и родителями

2013 – 2017

ежегодно

Зам.заведующего по УВР

8.

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них культуры здорового образа жизни

8.1.

Отработать систему взаимодействия с учреждениями здравоохранения: планы совместной работы, мониторинг качества проведенных мероприятий

2013 – 2017

Ежегодно

Заведующий МБДОУ

Старшая медсестра

8.2.

Отработать и ввести в практику систему мониторинга здоровья детей и определения их физических возможностей

2013 – 2017

Старшая медсестра

Инструктор по физкультуре

8.3.

Сформировать систему использования здоровьесберегающих технологий в организации учебно-воспитательного процесса

2013 – 2017

Зам.заведующего по УВР

Старшая медсестра

 

8.4.

Принять участие в городской программе развития физической культуры и спорта

2013 – 2017

ежегодно

Инструктор по физкультуре

8.5.

Подбор материалов и обеспечение родителей информацией по здоровьесбережению дошкольников, формированию навыков здорового образа жизни (на сайте МБДОУ и т.д.)

2013 – 2017

ежегодно

Зам.заведующего по УВР

8.6.

Продолжение работы семейного физкультурного клуба, представление опыта его работы на окружном уровне

2013 – 2017

ежегодно

Инструктор по физкультуре

8.7.

Создать систему разнообразных активных форм взаимодействия с семьями воспитанников по физкультурно-оздоровительной работе

2013 – 2017

 

Инструктор по физкультуре

8.8.

Создание и введение в практику системы эффективного контроля за внедрением в работу ДОУ здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий

2013 – 2017

 

Зам.заведующего по УВР Инструктор по физкультуре

8.9.

Замена устаревшего  физкультурного оборудования на новое

2013 – 2017

ежегодно

Зам.заведующего по АХЧ

8.10.

Совершенствование организации питания в МБДОУ

2013 – 2017

ежегодно

Заведующий МБДОУ

Старшая медсестра

9.

Развитие государственно-общественного управления в ДОУ

9.1.

Создать систему информирования населения и получения обратной связи о качестве образовательных услуг в ДОУ (поддержка работы Интернет-сайта)

2013 – 2017

ежегодно

Зам.заведующего по УВР

9.2.

Доработать и систематически обновлять содержание Интернет-сайта МБДОУ с целью обеспечения повышения родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей

2013-2017 ежегодно

 

Зам.заведующего по УВР

9.3.

Участие в проводимых конкурсах МБДОУ, реализующих просветительские и творческие и досуговые программы для семей

2013-2017 ежегодно

 

Зам.заведующего по УВР Воспитатели групп

9.4.

Отработать пакет нормативной документации МБДОУ в соответствии с современными требованиями

2013-2017

Заведующий МБДОУ

 

9.5.

Оказание государственных услуг ДОУ в соответствии с ведомственным перечнем услуг

 

 

9.6.

Обновить и систематизировать содержание образования дошкольников в МБДОУ на основе ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2013-2017 ежегодно

 

Зам.заведующего по УВР Воспитатели групп

10.

Создать банк данных «портфолио» 2012-2016

 воспитанников

2013-2017 ежегодно

 

Зам.заведующего по УВР

10.1.

Отработать и ввести в практику работы систему мониторинга детского развития и образовательного процесса в соответствии с ФГТ

2013-2017 ежегодно

 

Зам.заведующего по УВР

10.2.

Разработать конкретное содержание планирования освоения образовательных областей в соответствии с ФГТ

2013-2017 ежегодно

 

Зам.заведующего по УВР Воспитатели групп

10.3.

Обеспечить подбор 100% практических и методических материалов к Образовательной программе МБДОУ

2013-2017

 

Зам.заведующего по УВР

10.4.

Разработать и ввести в практику систему мероприятий по совершенствованию работы по личностно-ориентированному взаимодействию педагога и ребенка

2013-2017

 

Зам.заведующего по УВР

10.5.

Разработать и ввести в практику систему педагогического проектирования 

2013-2017

 

Зам.заведующего по УВР

10.6.

Внедрить в практику технологии исследовательской деятельности дошкольников

2013-2017 ежегодно

 

Зам.заведующего по УВР Воспитатели групп

10.7.

Разработать комплекс методических метриалов по ииновационным формам взаимодействия с семьями воспитанников

2013-2017

 

Заведующий МБДОУ

Зам.заведующего по УВР

10.8.

Разработка и внедрение в практику системы выявления, поддержки и мониторинга развития детей с повышенной познавательной мотивацией

2013-2017

 

Зам.заведующего по УВР Воспитатели групп

10.9.

Создание информационного банка методического обеспечения педагогической работы с детьми с повышенной познавательной мотивацией

2013-2017

 

Зам.заведующего по УВР Воспитатели групп

4.2. Мониторинг реализации Программы. 

Каждое направление деятельности по реализации Программы подлежит контролю. Это вызвано потребностью в получении качественного результата по итогам преобразований, планирующихся коллективом ДОУ на ближайшую перспективу. Качество реализации программы будет оцениваться через эффективность реализации каждого отдельного мероприятия. Эффективность будет определяться качественной и количественной оценкой. Для отслеживания результатов реализации Программы каждое из мероприятий будет изучено в процессе различных видов контроля.

Контролирующая деятельность представляется в виде двух компонентов:

  • Административный контроль (оперативный, промежуточный, итоговый).
  • Самоконтроль (диагностика, самодиагностика, тестирование).

Результаты обсуждаются на педсоветах, совещаниях при заведующем, в индивидуальных беседах (по обстоятельствам) и т.п.

Направление контроля

1. Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности.

Методы: Оценка состояния условий для сохранения, укрепления психофизического здоровья детей с позиции требований стандарта качества образования и образовательной программы; диагностика уровня физического и психического развития детей.

2. Реализация социально-личностного развития дошкольников

Методы: Диагностика эмоционального благополучия дошкольников; оценка речевого и коммуникативного развития детей; наблюдение и анализ поведенческих реакций и способов коммуникативного взаимодействия дошкольников.

3. Организация и осуществление развивающего обучения, предполагающего обязательную включенность ребенка как субъекта деятельности в учебный процесс: опора на его познавательные потребности, поисковую активность, самостоятельность, позитивное эмоциональное восприятие ситуации.

Методы: анализ среды развития детей в разных возрастных группах; оценка уровня интеллектуального, познавательного и художественно-творческого развития дошкольников, анализ дидактического обеспечения образовательного процесса, диагностика поэтапного включения в образовательный процесс.

4. Направленность воспитательно-образовательного процесса на развитие творческого мировосприятия ребенка.

Методы: анализ развивающей среды в группах, индивидуальные наблюдения и беседы с детьми, изучение отношения воспитателей к проявлению детского творчества и воображения.

5. Реализация в педагогических технологиях основных гуманистических принципов: ненасилия, признания права ребенка на самостоятельность и выбор.

Методы: мониторинг качества использования в работе с дошкольниками личностно-развивающих и социально-адаптивных и оздоровительных технологий.

6. Создание социальных и материальных условий реализации программы развития.

Методы: отчет администрации на педагогическом совете, собрании родительского комитета, совещании при заведующем; анкетирование персонала.